Внутри массива всех предметов, хранящихся в музее, в зависимости от их музейной значимости выделяются основной, научно-вспомогательный и другие фонды, соответствующие по статусу научно-вспомогательному (приложение 2).

Музейные предметы, отнесенные решением экспертных фондово-закупочных комиссий музеев (ЭФЗК) к тому или иному фонду, проходят регистрацию (I-я ступень учета) в книгах поступлений основного, научно-вспомогательного или других фондов. Каждый отдельный предмет получает при этом личный не повторяющийся номер по книге поступлений основного фонда (номер КП) или по книге поступлений научно-вспомогательного фонда (номер НВ).

Если несколько предметов объединены в один комплекс по тому или иному признаку или смыслу, весь комплекс предметов получает единый номер КП, а каждый предмет в этом комплексе – дробный номер. В этом случае в книге поступлений производится единая групповая запись обо всем комплексе предметов, а дополнительно к книге поступлений составляется коллекционная опись на данный номер КП. Коллекционные описи являются неотъемлемой частью книги поступлений.

В музейной практике встречаются ситуации, когда большую коллекцию можно полностью обработать только частями в течении длительного времени, например, нескольких лет. В этом случае в книге поступлений делают запись о принятой коллекции, но в графе «количество предметов» не ставят окончательное число. Коллекционная опись остается «открытой» и пополняется по мере обработки коллекции. Когда обработка всей коллекции заканчивается, опись закрывают, фиксируют окончательное количество предметов в коллекции и вносят эту цифру в книгу поступлений.

Основной фонд в отличие от других фондов имеет дробную структуру. Предметы основного фонда делятся на коллекции по материально-предметному принципу, т.е. в зависимости от материала музейных предметов и их смыслового назначения, например, «живопись», «скульптура», «стекло», «металл», «нумизматика», «редкая книга», «минералы» и т.д. При организации фондовых помещений предметы одной коллекции хранятся по возможности в одном помещении у одного ответственного хранителя. Ошибкой считается объединение в одной коллекции предметов по науч- ной тематике, т.к. при этом в фондохранилище оказываются рядом предметы, условия хранения которых различны, например, дерево и мех, ткань и металл и т.д. Предметы каждой коллекции проходят регистрацию (II-я ступень учета) в отдельных инвентарных книгах (инвентарях). Все коллекции и их инвентарные книги должны иметь буквенные шифры (применение цифровых шифров исключается).

Названия коллекций и их шифры разрабатываются и утверждаются на заседании ЭФЗК музея до начала заполнения инвентарных книг. Шифры коллекций должны быть простыми краткими и информативными, например, «ЖВ»-живопись, «СК»- скульптура, «СТ»-стекло, «МТ»-металл, «НУМ»-нумизматика, «РК»-редкая книга, «МН»-минералы и т.д. Рекомендуется применять только заглавные буквы, избегая при этом буквы «З», «О», «Х», «Ч», напоминающие написание цифр. Рационально составлять шифры коллекций из 2–3 литер, т.к. это дает возможность большего количества вариантов.

Запись в инвентари ведется попредметно, и в процессе записи каждый музейный предмет получает отдельный инвентарный номер. Использование дробных номеров при этом рекомендуется избегать.

Перевод предметов из одной коллекции в другую, т.е. списание из одного инвентаря и внесение этого предмета в другой инвентарь производится по решению ЭФЗК музея. В этом случае за предметом сохраняются статус предмета основного фонда и номер по книге поступлений основного фонда, поэтому разрешения вышестоящего органа на такой перевод не требуется. Перевод предметов из научно-вспомогательного фонда в основной фонд также производится по решению ЭФЗК музея, поскольку при этом статус музейного предмета повышается.

Предметы, содержащие драгоценные металлы и камни, проходят регистрацию (III-я ступень) в специальных инвентарных книгах (специальных инвентарях), получая при этом третий учетный номер. Предметы нумизматики учитываются в отдельных спец. инвентарях. В каждой специальной инвентарной книге, например, «предметы (кроме нумизматики), полностью состоящие из золота, металлов платиновой группы и драгоценных камней», собираются и проходят учет предметы из разных коллекций (инвентарей) II-ой ступени, например, из предметов декоративно-прикладного искусства (ДПИ), предметов из металла (МТ) и других.

 


Департамент независимой оценки музейных ценностей. К Вашим услугам специалисты с опытом оценки более 10 лет.

Стратегический партнер журнала "Мир Музея".

Звоните: (495) 636-28-62


Методические рекомендации: УЧЕТ И ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Автор статьи: Л.Л. Брюшкова

 

Музейный учет – это не сумма формальных правил, которые сотрудники отдела фондов должны запомнить и исполнять. Музейный учет или «музейная бухгалтерия» – это система методических положений и документов, элементы которой необходимы, достаточны и связаны между собой таким образом, что изменение одного параметра ведет к изменению другого, как в точных науках. И как во всякой науке, элементы и параметры этой системы можно анализировать, просчитывать и предугадывать.

Основой любого перечисления предметов является натуральный ряд чисел – гениальное изобретение человечества, стоящее в одном ряду с изобретением колеса. Натуральный ряд чисел позволяет избегать как пропуска номеров, так и их дублирования. Именно на этом свойстве построены системы учета не только музейных, но и любых других ценностей.

В настоящее время в музеях России действует система учета музейных ценностей, которая представляет собой комплекс документов (актов, описей, книг, журналов и т.п.), связанных в единую систему структурой фондов, а также взаимными ссылками, что обеспечивает гарантию полной сохранности внесенной информации.

Указанная государственная система учета музейных ценностей позволяет:

  • легко совершать операции с фондами разных музеев, например, сливать фонды при организации музейных объединений или выделять часть фондов при образовании филиалов музеев, а также проводить работы по включению музейных собраний в Музейный фонд Российской Федерации;
  • осуществлять контроль за работой музеев, сопоставлять и анализировать результаты музейной деятельности и на этой основе вырабатывать критерии оценок фондовой работы;
  • используя единую терминологию, помогает работникам музеев различных профилей лучше и легче понимать друг друга.

Сущность государственной системы учета изложена в Инструкции, но каждый музей разрабатывает внутримузейную Инструкцию по учету и хранению своих фондов, учитывая особенности истории своего музея, его традиций, состава собрания, степени научной и учетной обработки фондов. Однако, пять основных положений остаются неизменными для всех музеев:

  • выделение основного фонда;
  • наличие прошитых и опечатанных книг поступлений и инвентарных книг с пронумерованными страницами;
  • регистрация поступлений и любых перемещений музейных предметов с помощью актов и книг регистрации актов;
  • наличие ответственных хранителей;
  • наличие экспертной фондово-закупочной комиссии, результата проведения независимой оценки предметов.

Использование этой системы законодательно предусмотрено во всех музеях Российской Федерации вне зависимости от ведомственного подчинения музея. Её использование:

  • обеспечивает юридическую защиту музейных фондов и информации о музейных предметах;
  • позволяет в любое время знать, какие материалы хранит музей, в каком количестве, где они помещаются и кто за них несет ответственность;
  • исключает внесение в учетные документы ложной информации и помогает в случае надобности восстановить утраченную информацию.

 


Департамент независимой оценки музейных ценностей. К Вашим услугам специалисты с опытом оценки более 10 лет.

Стратегический партнер журнала "Мир Музея".

Звоните: (495) 636-28-62


Методические рекомендации: УЧЕТ И ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Автор статьи: Л.Л. Брюшкова

 

В пакет документов на включение коллекций в Музейный фонд Российской Федерации входят:

1) заявление: — от директора музея (для музеев Федерального подчинения), — от руководителя федерального ведомства (для ведомственных музеев), — от руководителя органа управления субъектов РФ в области культуры (для государственных и муниципальных музеев), — от владельца коллекцией (для частного лица);

2) протокол ЭФЗК музея;

3) опись культурных ценностей (на бумажном и электронном носителях);

4) экспертное заключение об историко-культурной ценности коллекции, результат проведения независимой оценки стоимости (для физических и юридических лиц – владельцев коллекции);

5) копии устава и свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц);

6) документы, подтверждающие права собственности (для физических лиц).

Фонды муниципальных музеев, история которых берет свое начало до 1996 года, относятся к разным формам собственности. Поэтому та часть фондов муниципальных музеев, которая сложилась до 1 января 1997 года, а также все предметы, приобретенные на государственные средства, являются государственной собственностью и передается в государственную часть Музейного фонда РФ. Музейные предметы, укомплектованные после 1 января 1997 года, являются муниципальной собственностью и передаются в негосударственную часть Музейного фонда РФ.

В этом случае муниципальный музей готовит два пакета документов.


Методические рекомендации: УЧЕТ И ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Автор статьи: Л.Л. Брюшкова

 

До временного рубежа 31.12.96 – 01.01.97 на территории бывшей РСФСР существовала одна форма собственности на музейные фонды – государственная. Частная собственность распространялась только на личные коллекции.

После 1 января 1997 г. появились новые виды собственников: субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, корпоративные предприятия и другие (табл. 1).

 

После 1 января 1997 г. появились новые виды собственников: субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, корпоративные предприятия и другие

В соответствии с Законом правоприемником РСФСР (как собственника её музейных коллекций) стала Российская Федерация, т.е. все музейные фонды, укомплектованные до 1 января 1997 года, стали общефедеральной собственностью. Но, поскольку часть этих фондов продолжала храниться в музеях, получивших статусы республиканских, краевых, областных, муниципальных и т.д., необходимо было эту часть музейных фондов (общефедеральную собственность) передать этим музеям в безвозмездное пользование.

Для этого в соответствии с приказом Минкультуры РФ от 28.07.2000 № 471 (см. также письмо МК РФ от 27.01.03. № 6-01-16 / 25 и приказ Федерального агентства по культуре и кинематографии от 10.11.04 г. № 151) составляется «Договор о передаче музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью, в безвозмездное пользование». Договор является трехсторонним и заключается между: 1) федеральным органом управления в сфере культуры, 2) местным органом управления культурой (учредителем музея) и 3) музеем. Для ведомственных музеев, являющихся структурными подразделениями учреждений, договаривающимися сторонами будут: 1) федеральный орган управления в сфере культуры, 2) орган управления данным ведомством (например, Президиум РАН, Министерство природных ресурсов и т.п.), 3) дирекция учреждения. Для музеев, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, договор является бессрочным, а для муниципальных музеев заключается на срок не менее 10 лет.

Подсчет и независимая оценка предметов, накопленных музеем до 1997 г. и подлежащих передаче, проводится отдельно по каждому тому книги поступлений. Вначале подсчитывается количество всех записанных в данный том предметов, а затем вычитается количество предметов, списанных по документам – разрешениям Минкультуры РФ (приказам и ордерам). Полученные данные по всем томам книги поступлений суммируются и оформляются в виде приложения к договору.

Предметы, поступившие в фонды музея за счет федеральных средств после 01.01.97, также являются федеральной собственностью и также подлежат независимой оценке и передаче. В соответствующем приложении к договору они перечисляются попредметно с краткими описаниями и каталожными данными по каждому предмету.


Методические рекомендации: УЧЕТ И ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Автор статьи: Л.Л. Брюшкова

 

Законодательство Российской Федерации о музейных фондах

Основой всех нормативно-правовых документов, регулирующих организацию учета, хранения и перемещения музейных предметов, являются федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05.96 № 54 (далее Закон), «Положения о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.02.98 № 179 (далее Положение), а также «Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утвержденная приказом Министерства культуры СССР № 290 от 17.07.85 (далее Инструкция).

Важнейшим положением Закона является определение музея как «учреждения», т.е. самостоятельного юридического лица, имеющего организационно-правовой статус, утвержденное название, Устав учреждения, регистрационное удостоверение и самостоятельную печать. В связи с этим становятся юридически несостоятельными ранее принятые и широко использующиеся определения «общественный музей», «школьный музей». В данном случае будут точнее такие определения, как, например, «коллекция документов, собранная школой № ...» или «геологические коллекции отдела региональной геологии (такого-то) научно – исследовательского института».

Музейные предметы, включенные в учетную документацию музея, формируют Музейный фонд Российской Федерации, который состоит из государственной и негосударственной частей. В государственную часть Музейного фонда включаются музейные предметы, являющиеся общефедеральной собственностью и собственностью субъектов Российской Федерации, а также та федеральная собственность, которая скомплектована до 1997 г. и хранится в муниципальных музеях. В государственную часть Музейного фонда включаются также коллекции, собранные государственными учреждениями различных ведомств за все время их существования.

В негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации включаются музейные предметы, являющиеся муниципальной и частной (личной или корпоративной) собственностью (табл. 1).

Управление Музейным фондом Российской Федерации возложено на федеральный орган управления в сфере культуры. Только он может принимать решения о передаче предметов из музея в музей в постоянное пользование или об исключении предметов и коллекций из состава Музейного фонда. Изъятие предметов из Музейного фонда Российской Федерации возможно лишь в четырех случаях: 1) утрата или разрушение музейного предмета, принимая во внимание невозможность его реставрирования; 2) обмен с частным коллекционером на другие музейные предметы; 3) ошибочность включения музейного предмета в основной фонд; 4) судебное решение, вступившее в силу. Из нормативно-правовых материалов, вышедших в последние годы, в музейной практике используются документы, регулирующие:

— взаимоотношения музеев с религиозными организациями (постановление Правительства РФ от 30.06.01 № 490 «Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения»);

— правила принятия в музей оружия (постановление правительства РФ № 814 от 21.07.98. «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»);

— правила принятия в музей орденов и других наград (Указ Президента Российской Федерации от 02.03.94 № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» (новая редакция), письмо МК РФ от 06.07.01 № 01-131/16-25 «О порядке приема государственных наград и документов к ним на постоянное хранение в государственные музеи Российской Федерации»).

Нормативно-правовые документы, регулирующие музейную деятельность, можно найти в Интернете на сайтах:

1) http://www.mincult.isf.ru

2) http://www.publisher.ru/Index2.htm

3) http://www.rosizo.ru/status/documents/index.html


Департамент независимой оценки музейных ценностей и предметов искусства.

Специалисты с опытом работы более 10 лет.

 

Звоните: (495) 636-28-62


Методические рекомендации: УЧЕТ И ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ МУЗЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Автор статьи: Л.Л. Брюшкова

 

Страница 2 из 2

Яндекс.Метрика